воскресенье, 1 марта 2020 г.

Командная игра "Изобретатели"

 Интеллектуально-творческая игра «Изобретатели»

    
от МАН "Интеллект будущего"
 

Участники: учащиеся 5-11 классов

Рекомендуемое количество команд: 4-8

Рекомендуемое количество человек в команде: 6-10

Примерное время проведения игры: 1-1,5 часа

Место проведения игры: актовый или спортивный зал, холл или фойе

Цель игры: развитие «навыков будущего», таких как умение работать в команде, адаптироваться к быстроменяющимся условиям, креативность, умение управлять вниманием, критическое мышление, а также умения рассуждать, делать выводы и мыслить логически.

Необходимые материалы и оборудование: стол на каждую команду и для жюри, стулья по количеству участников, пишущие ручки (1-2 на команду + для судей), протокол игры и ответы для жюри и ведущего, карточки для ответов на каждую команду (у каждой команды проставлен ее номер), номера команд (на столы), распечатки материалов по количеству команд, повязки на глаза (одна или по количеству команд, см. раунд 2), ватманы (либо склеенные листы бумаги или листы для флипчарта), маркеры или фломастеры для каждой команды (3-5 цветов); звукоусилительная техника, музыкальное оборудование (для пауз, открытия, награждения и т.д.), по возможности проектор и компьютер. На сцене: микрофон, столы + бумага и фломастер либо флипчарт+маркер (для раунда №2).

Начало игры.

Каждой команде присваивается номер. По желанию организаторов, также команда может придумать свое название, девиз и выбрать капитана. У каждой команды на столе – пишущие ручки и небольшие листочки, на которых указан номер команды (как вариант, команды проставляют номер на чистых листочках самостоятельно). На время игры вводится запрет на использование мобильных телефонов, смартфонов и других электронных устройств.

В начале игры командам демонстрируется слайд с таблицей №1. При отсутствии проектора, таблицу можно крупно распечатать и повесить на доску, перерисовать на плакат или раздать распечатку для каждой команды. Ведущий объясняет, что к концу игры каждая группа участников создаст свое уникальное изобретение. Однако, в нем обязательно должны присутствовать определенные детали, свойства и материалы. Команда сможет выбрать то, что ей по душе, но только в том случае, если сможет хорошо справиться с заданиями конкурса. Игра состоит из 5-ти раундов. По итогам каждого из них, жюри будет составлять рейтинг команд, согласно которому у участников будет возможность выбрать подходящую характеристику для будущего изобретения. Таким образом, к концу игры каждая команда получит по 2 свойства, материалу, детали и области применения своего изобретения.

Таблица 1.

1. Свойство

2. Деталь

3. Область применения

4. Свойство

5. Материал

нагревается

шланг

медицина

зеркальное

вата

растягивается

колесо

сельское хозяйство

съедобное

пластилин

растворимое

насос

образование

острое

ткань

гибкое

зубцы

кулинария

охлаждается

картон

водостойкое

труба

строительство

прочное

пенопласт

светящееся

игла(ы)

добыча ископаемых

скользкое

полиэтилен

клеящееся

кольцо

биотехнологии

надувается

стекло

ядовитое

воронка

общественная деятельность

пружинит

лёд

 Раунд «Науки»

Командам предлагается определить, что изучают научные дисциплины с весьма необычными названиями. Ведущий озвучивает вопрос и три варианта ответа. Команда совещается 10-20 секунд, записывает ответ на листочке с номером команды и относит членам жюри. Жюри также отмечает у себя, кто отвечает быстрее.

1. Эпистемология — это наука о…

А) знании, его природе и возможностях

Б) заразных заболеваниях и их распространении

В) литературных особенностях текста

2. Генеалогия — это наука о…

А)  именах и фамилиях

Б) родственных связях

В) наследственных заболеваниях

3. Микология — это наука о…

А) грибах

Б) микробах

В) мышах

4. Гематология — это наука о…

А) Землетрясениях и их причинах

Б) Сладостях и их производстве

В) крови и органах кроветворения

5. Геронтология — это наука о…

А) реках и притоках

Б) старении и долголетии

В) подвигах и людях, совершивших их

6. Бриология— это наука о…

А) ветрах

Б) мохообразных растениях

В) волосяном покрове человека

7. Кинезиология — это наука о…

А) движении человека

Б) фильмах и их создании

В) собаках и их поведении

 Ответ: 1 — а, 2 — б, 3 — а, 4 — в, 5 — б, 6 — б, 7 — а

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В рейтинге команд первыми выбирают те, кто набрал больше всего баллов. Если количество баллов одинаковое, то приоритетом пользуется команда, которая давала ответы быстрее соперников. Судьи отмечают в 1 столбце таблицы, какой команде какое свойство досталось. У всех команд должны быть разные свойства, выбирать одинаковые строки нельзя.

Раунд «Техника»

От каждой команды на сцену приглашаются 2 человека. Одному из пары завязываются глаза. Второму человеку показывается карточка с названием какой-либо техники. По его командам, второй участник должен изобразить (мелом на доске, либо фломастером на флипчарте или на листе бумаги) данную технику. При этом называть объект, который рисуется, его детали или область его применения – нельзя.

Варианты заданий: ракета, утюг, компьютер, пылесос, самолет, поезд, фен, подводная лодка.

Каждой паре дается 2-3 минуты (на усмотрение ведущего или членов жюри, в зависимости от возраста участников), затем готовый рисунок показывается команде, и ребята должны отгадать, что было изображено. Пара на сцене не должна подсказывать, какими-либо знаками показывая команде ответ (в том числе нельзя кивать или мотать головой).

Задание (кроме этапа отгадывания) можно проводить одновременно для всех команд, либо если команд немного – представителей каждой группы по очереди.

Жюри оценивает работу пары от 1 до 4 баллов, + 1 дополнительный балл команда получает, если отгадывает, что было изображено их участником. Затем судьи составляют рейтинг команд по итогам данного испытания, и по его результатам команды могут выбрать деталь для своего изобретения.

Раунд «Единицы измерения»

С помощью таблицы-ключа команды должны расшифровать названия единиц измерения. Затем их нужно разбить по группам и найти ту, в которой получилось наименьшее количество элементов. Время на выполнение задания – 5 минут (можно добавлять или сокращать время в зависимости от возраста участников и того, как они справляются с заданием). Команде выдается распечатка задания, на которой участники должны записать ответ. На этом же листе команда должна указать свой номер. Как только ответ готов, участники сдают этот лист членам жюри. Судьи, в свою очередь, отмечают, в каком порядке команды сдавали свои ответы – именно в этом порядке после раунда они будут выбирать область применения своего изобретения (столбец 3).

Задание:


Ответ:

1)    тонна, центнер, пуд, фунт

2)    миля, ярд, дюйм, сажень, верста

3)    секунда, век, сутки, декада

4)    градус

Жюри оценивает данный раунд следующим образом: за каждую полностью правильно составленную группу из первых трех (со всеми расшифрованными словами) – 2 балла + 1 балл за слово «градус» отдельно от остальных групп.

Раунд «Термины»

Ведущий озвучивает 4 слова, которые так или иначе связанны с каким-либо термином, напрямую или ассоциативно. Задача команд – отгадать, о чем идет речь. Термин может относиться к любой из наук. Команда записывает каждый ответ на листочке и относит его членам жюри. Когда все команды сдали листочки, ведущий озвучивает правильный ответ. Жюри отмечает, какие команды сдают ответы первыми.

1)    Опыт, исследование, испытание, ставить

2)    Математика, решение, неизвестное, равенство

3)    Фигура, одинаковый, четыре, возводить

4)    Лаборатория, антибиотик, кефир, клетка

5)    Сказуемое, точка, грамматика, свадьба

6)    Земля, оболочка, слой, дерево

7)    Луна, орбита, космос, попутчик

Ответы:

1 – Эксперимент, 2 – Уравнение, 3 – Квадрат, 4 – Бактерия, 5 – Предложение, 6 – Кора, 7 – Спутник.

Жюри оценивает каждый правильный ответ в 1 балл. По итогам раунда формируется рейтинг команд, основанный на набранном количестве баллов. Если количество одинаковое, то приоритет получает команда, которая отвечала быстрее. Команды выбирают еще одно свойство своего изобретения (столбец 4).

 Раунд «Научные курьезы»

Ведущий говорит командам, что им предстоит познакомиться с забавными и необычными случаями из жизни великих ученых и попробовать мыслить как они, не забыв использовать свою смекалку и чувство юмора. На обсуждение каждого вопроса командам дается 1 минута. Ответ записывается на листочке, на котором указан номер команды.

1.              Как-то к Эдисону пришел изобретатель и сказал, что он может синтезировать универсальный растворитель, который способен растворять все на свете. «Это очень-очень здорово» – сказал Эдисон, – «Но…»

Предположите, каким был ответ ученого.

Ответ: в чем вы будете хранить эту жидкость?

 

2.              Роберт Вуд увлекался фотографией и как-то захотел сфотографировать мост специальным объективом. Но стоило ему установить аппаратуру, как вокруг него собиралась толпа зевак, а он хотел, чтобы на фотографии люди отсутствовали. Тогда он выкрасил аппарат в ярко- красный цвет, навел его и … сделал что-то.

Благодаря этому ему удалось наконец-то запечатлеть мост без человеческих фигур. Что же произошло?

Ответ: Он со всех ног бросился прочь, как будто тот вот-вот взорвется. Зеваки последовали его примеру, и аппарат запечатлел мост без людей.

 

3.              В 1802 году французский ученый Жозе Луи Гей-Люссак проводил в Париже научные опыты. Ему были нужны стеклянные трубки, которые тогда вырабатывались стеклодувами только в Германии. Когда ученый их выписал, французские таможенники наложили такую высокую пошлину, что он не мог выкупить посылку. Об этом узнал Александр Гумбольд и решил помочь Гей-Люссаку. Он посоветовал отправителям запаять концы трубок и наклеить на них этикетки: «Осторожно! Немецкий ….!» После чего ученый смог получить трубки без каких-либо пошлин. Какое слово было вместо многоточия?

Ответ: Воздух. Таможенного тарифа на воздух не существовало.

 

4.              Однажды одна английская фирма попросила Капицу ликвидировать неполадки в новом электродвигателе, который по неизвестным причинам отказывался действовать. Капица внимательно осмотрел двигатель, несколько раз включил и выключил его, потом попросил принести молоток. Подумав, он ударил по нему молотком и электродвигатель заработал. За эту консультацию фирма заплатила Капице 1000 фунтов. Представитель фирмы, увидев, что дело решилось в несколько минут, попросил Капицу письменно отчитаться за полученную сумму. Капица написал, что удар молотком по двигателю он оценил в 1 фунт, а остальные заплачены ему за то, что он… Предположите, что написал Капица.

Ответ: безошибочно знал, в какое место надо ударить. (также можно принимать ответ знал, как именно ударить).

 

5.              Лиза Мейтнер - первая в Германии женщина-физик, смогла получить ученую степень в начале 20-х годов. Название ее диссертации "Проблемы космической физики" какому-то журналисту показалось немыслимым, и в газете было напечатано "Проблемы … физики"

Какое слово ошибочно написал журналист?

Ответ: Косметической

 

6.              Как-то раз английского астронома Артура Эддингтона спросили:

— Сэр, правду ли говорят, что вы один из трех человек в мире, которые понимают теорию относительности Эйнштейна?

Наступило неловкое молчание — ученый явно затруднялся с ответом. Тогда спрашивающий поспешил исправить положение:

— Может быть, сэр, я что-то не так сказал? Мне, видимо, сэр, следовало бы догадаться, что вы, сэр, при всей вашей скромности, сочтете мой вопрос несколько бестактным. В таком случае, сэр, позвольте...

— Ничего-ничего, — благодушно прервал его Эддингтон, — Просто я задумался, пытаясь вспомнить, кто… Закончите фразу.

Ответ: кто же этот третий

 За каждый правильный ответ в данном раунде жюри ставит 2 балла. Рейтинг команд составляется по сумме баллов за весь раунд, и в соответствии с ним участники выбирают материал для своего будущего изобретения (столбец 5).

Раунд «Изобретение»

У каждой команды получился набор из двух свойств, детали, области применения и материала. Все это – основа будущего изобретения. Команда может добавлять любые свойства и детали на свое усмотрение, но выбранные 5 элементов обязательно должны присутствовать в итоговом изобретении. Командам выдаются ватманы (либо просто бумага) и фломастеры или маркеры. Изобретение нужно изобразить на бумаге, а также придумать его название.  На выполнение задания командам дается 10 минут (по желанию организаторов временной интервал можно увеличить или уменьшить). После этого представители от каждой команды поднимаются на сцену и представляют свое изобретение (не более 1 минуты на команду).

Жюри оценивает следующие моменты:

1)    Наличие всех 5 элементов и названия изобретения

2)    Практическая польза изобретения

3)    Креативность, оригинальность идеи

4)    Макет (рисунок) и презентация (защита)

За каждый пункт ставится от 0 до 3 баллов.

По желанию организаторов, можно не проводить презентацию проектов на сцене, а оценить их по рисункам. В таком случае баллы за презентацию не ставятся.

Окончание игры

Жюри подсчитывает общее количество баллов, и определяет команды, которые заняли призовые места. После этого рекомендуется устроить церемонию награждения. По желанию, можно добавить Гран-при или ввести специальные дипломы в отдельных номинациях.

 

 

 

 

Комментариев нет: